Опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №15» по профилактике дорожно-транспортного травматизма

В дошкольном образовательном учреждении три разновозрастные группы, в которых обучаются и воспитываются в 2017 – 2018 учебном году 75 детей в возрасте от 1 до 7 лет. Дошкольное образовательное учреждение работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Веракса, М.А. Васильевой. Педагогический коллектив детского сада работает творчески и стремится к высокому качеству воспитательно-образовательной деятельности. В современном селе в век автомобилей и высоких скоростей не легко всем, а особенно детям, начинающим осваивать азы дорожной азбуки. Дети часто страдают от того, что не понимают той опасности, которую представляет собой движущийся автомобиль. Избежать эти опасности можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Основная цель воспитательной работы коллектива заключается в том, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице, объяснение детям ценности жизни и постепенного обучения их правилам поведения на улицах и дорогах. Развитие у дошкольников таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступка Работа по данной проблеме в детском саду строится по двум направлениям: · работа с детьми; · работа со взрослыми (педагоги, родители). Воспитание дошкольников осуществляется через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешехода, дорожные знаки, пешеходный переход, в процессе непосредственной образовательной деятельности развивающих и обучающих по дорожной тематики. В дошкольном учреждении у детей формируется соответствующие их возрасту, необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Одним из показателей эффективности работы воспитателей является отсутствие ДТП с участием дошкольников, воспитывающихся в нашем детском саду. Каждое новое знание по основам дорожной безопасности опирается на уже усвоенное детьми, что достигается использованием дидактических принципов преемственности, доступности, наглядности, развивающего обучения, единства и воспитания обучения. Воспитатели не заставляют детей зазубривать сложные технические понятия и механически запоминать непонятную дошкольникам информацию по безопасности дорожного движения. В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №15» ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей Правилам безопасного поведения на дорогах. Для правильной организации работы с детьми по формированию навыков культурного поведения на улице очень важно постоянно повышать квалификацию педагогов. Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения принимает активное участие в работе районных методических объединений, семинаров, конференций, педагогических чтений. На общих собраниях коллектива обсуждаем вопросы организации и планирования работы по обучению детей Правилам дорожного движения, проводятся консультации для воспитателя «Что должен знать воспитатель о ПДД». В младшей группе воспитатель Мосягина Л. Д. формирует навыки безопасного поведения на улицах и дорогах систематически – но не навязчиво. Для этого педагог использует целевые прогулки, изучает различные ситуации на улице и во дворе. Детей знакомит с понятиями: улица, дорога, тротуар, светофор, значение его сигнала. На прогулках воспитатель показывает детям проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. Узнают, кто такие: водитель, пешеход, пассажир. Для закрепления новых понятий, слов полученных на прогулках, в детском саду рассматриваются иллюстрации в книгах, на плакатах, объясняется опасность красного сигнала светофора и значение желтого, зеленого сигнала. В целях наглядности используются игрушечные автомобили (легковые или грузовые). Во время организованной образовательной деятельности изучают новые слова по дорожной тематике: руль, колесо автомобиля, называют виды транспорта, определяют действия. Рассматриваются отдельные детали транспортных средств: руль бывает у велосипеда, мотоцикла, скутера, рулевое колесо - у автомобиля, автобуса. В старшей и средней группах закрепляют умения свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствие воспитателей, продолжают ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор, правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого. Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусом, грузовые автомобили, трактора) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Воспитатель объясняет что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который может ехать очень быстро и наехать на пешеходов, если они не соблюдают правила перехода проезжей части дороги. Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие действия опасны. Воспитатели проводят организованную образовательную деятельности по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации; дети учатся самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу. Основной целью работы педагогического коллектива по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма является создание условий для обучения дошкольников Правилам дорожного движения через систематизацию знаний, стимулирующих развитие осознанного отношения к своему здоровью и своей безопасности. В работе с детьми и родителями педагоги нашего дошкольного учреждения используют методическую литературу: Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с Правилами Дорожного Движения», Н.Н. Елжова «Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения», журнал «Дошкольное воспитание», компакт - диски для воспитателей и музыкальных руководителей серии «Дошкольник»: «Диагностическая работа в ДОУ», «Комплексные занятия», «Тематические, музыкальные, спортивные праздники»; дидактические материалы, пособия по Правилам дорожной безопасности: «Путешествие на зелёный свет», В.А.Калугина «Организация и содержание работы с родителями», дидактические игры: «Угадай, какой знак», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», развивающие игры: «Светофор», «Дорожные знаки», «Я - водитель», «Лото» и т. д.. Имеются атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр, для отработки практических навыков. Коллективом детского сада создаются разработки в формате электронных игр (приложение). Обучение детей правилам дорожного движения ведётся по программе Даниловой Т.И. «Светофор». Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Для её достижения решаем следующие задачи:

  • создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

· развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;

· воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 3 – 7 лет. На основе программы разработан тематический план с использованием разнообразных методов и форм ознакомления дошкольников с Правилами дорожного движения. Работа по обучению Правилам дорожного движения проводится по подгруппам и индивидуально. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В детском саду проходят музыкальные развлечения: «Путешествия в страну дорожных знаков», «Страна Светофория», «Это каждый должен знать». Они проходят ярко и празднично, так чтобы в сознании детей остались нужные знания. С целью наблюдения за транспортом, пешеходами, ознакомлением с районным центром, а также практического применения знаний по ПДД администрация детского сада организовывает экскурсии в город Бирюч. В тесном контакте осуществляется работа по изучению Правил дорожного движения со школой, сельской библиотекой. С этими партнерами администрацией детского сада заключены договора о сотрудничестве, разработаны планы совместной работы. Проведение совместных мероприятий способствует формированию интереса и навыков безопасного поведения детей.

Совместное мероприятие со школой с использованием мультимедийного проектора «Улица, где все спешат», проводил учитель информатики Архипенко А. С. Дошкольники вместе с детьми начальных классов смотрели презентацию по Правилам дорожного движения, отгадывали и загадывали загадки, играли в игры по ПДД.

Заведующий Бельдиева А. Г. проводит для педагогов консультации. В сентябре была проведена консультация: «Правила дорожные - знать каждому положено», где напоминалась технология работы в данном направлении и ознакомила с приказом №49 от 29.09.2017 «Об утверждении плана мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма а 2017-2018 г в Благодарненском районе». Воспитателями организовываются выставки детских работ, конкурсы детских рисунков. Для успешного обучения правилам дорожного движения на улицах и дорогах в детском саду создается предметно-развивающая среда, так же имеется комната для занятий ПДД, во всез группах организованы центр по изучению ПДД.

Оснащение:

- наглядные пособия;

- художественная и методическая литература;

-сценарии праздников, развлечений, экскурсий, консультаций;

- детские рисунки;

- плакаты по ПДД;

- материалы по работе с родителями.

Ежедневно используется художественная литература по ПДД В. Берестов «Автобус», И. Гурина «Правила дорожного движения», «Сказка про дорожные знаки» А. Усачев «Домик у перехода», А. Северный «Светофор», С. Михалков «Моя улица».

Материально-техническая база по ПДД:

- настольные, дидактические игры;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- разметка на асфальте на территории детского сада;

- дидактический стол с дорожной разметкой, для игр с машинками;

-уголок безопасности дорожного движения;

- информационный стенд и папка передвижка для родителей.

Работа с родителями ведется под девизом: «За безопасность каждый в ответе!» Разработан план работы с родителями (приложение), в который включены мероприятия по изучению Правил дорожного движения: родительские собрания, консультации, анкетирования, совместные праздники. Основной целью работы с родителями, является донесение информации, о том, что проблема дорожно-транспортного травматизма актуальна и уберечь ребенка от беды на дорогах - долг родителей. В сентябре, на родительском собрании, инспектор ГИБДД Василенко М. Ю. выступил перед родителями с сообщением по профилактике дорожно- транспортного травматизма, так же присутствовал на занятых по ПДД в группах, проводил беседы. Воспитателями проводятся анкетирование родителей. Каждый год предлагаются разные анкеты на тему ПДД. Результаты анкетирования показали что большинство родителей (88%) считает, что ознакомление детей с правилами дорожного движения ведется на высоком уровне, (12%) на среднем уровне (приложение). Родители привлекаются к педагогическому процессу, активно участвуют в изготовлении наглядных пособий, игр, атрибутов по ПДД . В рамках семейного проекта педагогическим коллективом нашего детского сада была создана разработка семейного проекта «Родительский час дорожной безопасности», в рамках которого проведены мероприятия: игровая программа «За безопасность всей семьей», викторина «Не страшна тому дорога, кто внимательный с порога», познавательно-игровая программа «Красный, Желтый, Зелёный», праздник «Посвящение в инспектора дорожного движения» на тему правил дорожного движения (приложение). Система работы нашего детского сада по ПДД помогает нашим малышам овладевать навыками безопасного поведения и чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Результатом нашей работы считаем отсутствие дорожно-транспортных происшествий с воспитанниками нашего детского сада.