Образовательные стандарты

  

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     С принятием нового закона "Об образовании в Российской Федерации" вступившим в силу 1 сентября 2013 года, дошкольное образование стало уровнем общего образования, согласно статье 11, настоящего Закона возникает необходимость разработки ФГОС дошкольного образования. 

    Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, ФГОС дошкольного образования вступит в силу с 1 января 2014 года.

    Стандарт включает в себя требования к: структуре образовательной Программы и её объёму, условиям реализации Программы, результатам освоения Программы.

Основная образовательная программа МКДОУ «ДС № 15»  

 Основной целью программы является создание комплексной системы интеллектуального, физического, художественно-эстетического, нравственного развития дошкольников в ДОУ, обеспечивающей одинаковые стартовые возможности детей для поступления в школу.

старшая группа

К концу 6 лет дети знают и умеют:

Формирование элементарных математических представлений:

Знают знаки +, -, =,  < , >.

Состав числа до 5 (из 1).

Знают текущие месяцы.

Знают дни недели.

Знают времена года, порядок, следование месяцев и дней недели.

Придумывают задачи (истории).

Решают задачи в одно действие.

Делят круг, квадрат, прямоугольник на части.

Знают линии: прямые и ломаные.

Знают геометрические фигуры: круг, квадрат, овал.

Считают до 10.

 Знакомятся с условной меркой.

Сравнивают 5 предметов по длине, высоте, ширине.

Определяют простарнственное расположение предметов: внутри, снаружи, на гарнице, вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади, около, между, за, под, над.

Ориентируюся на листе бумаги в клетку.

            Познавательное развитие:

Знают и называют свои Ф.И.О., пол, дату рождения, адрес, место работы родителей, телефон. Понятие о родственных отношениях.

Знают символы России (флаг, герб, столица).

Знают виды транспорта (наземный, воздушный, водный).

Пора урожайная (сад, огород, поле, лес).

Имеют представление о земном шаре (на столе - глобус, портрет Земли - карта).

Знают как появился календарь (день, сутки, неделя, месяц, времена года, год).

Имеют представление о Российской Армии.

Знают зимующих птиц: 4-5 видов (клёст, свиристель, дятел). Питание, рост. Перелётные птицы - 4-5 видов. Размножение.

Называют царство животных: дикие и домашние, подробно рассказывают о них.

Называют царство растений: полезные: рожь, пшеница, рис, овёс; лекарственные растения; луговые, растения родного края. умеют различать по листьям и плодам.

Знают и различают сезонные изменения в природе: зима, весна, лето, осень; атмосферные явления: иней, дождь, град, туман и др.

Знают комнатные растения: аспарагус, хлорофитум. Условия необходимые для роста растений.

Знают способы выращивания овощей и фруктов (семя, луковица, клубень).

Знают всенародные праздники: Новый год, 8 марта, 23 февраля, 9 мая.

Знают, что такое "живое", "неживое". 

       Развитие речи и обучение грамоте:

Умеют придумывать предложения (количество слов в предложении).

Умеют составлять рассказ о предмете по сюжетной картине.

Знакомятся с понятиями: звук, слог, слово, предложение.

Придумывают слова на заданный звук.

Определяют место звука в слове.

Делят слова на слоги.

Проводят звуковой анализ слова с 3-4 звуками.

Графически обозначают предложение, слово.

Составляют рассказ по предложенной картине.

Грамстрой. Согласовывают слова в роде, числе, падеже.

Определяют диалогическую и монологическую речь.

Словарь: существительные - Кто? Что? Признаки - Какой? Какая? Действия - Что делают? Что делать?          

    Изобразительная деятельность:

Воспринимают и различают произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности (цвет, форма, колорит, композиция).

Регулируют силу нажима на карандаш.

Используют различные цвета, оттенки, смешивают краски для создания выразительных образов.

Рисуют по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.

Знают тёплые и холодные тона.

Создают узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завитки, волнистые линии, травку, цветы.

Лепят предметы по мотивам народных игрушек и керамических изделий, фигуру человека и животных в движении, применяют различные приёмы.

Украшают вылепленные изделия различными методами.

Используют в работе стек.    

         Музыкальная деятельность:

Определяют любимый вид деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

Определяют жанр музыки в процессе слушания (пляска, марш, вальс).

Называют любимую песню, мотивируют выбор.

Подбирают движения для польки и плясовой.

Выбирают инструмент для игры (барабан, бубен, металлофон).

Прослушивает и различают 3 пьесы (марш, пляска, колыбельная).

Различают высокие и низкие звуки в пределах 2-х актав.

Определяют движение мелодии вверх и вниз.

Определяют ритм, рисунок, из четвертных и восьмых длительностей в 2-тактовом построении.

Исполняют знакомую песню в сопровождении фортепиано.

Выполняют движения небольшими группами: подскоки, шаг с притопом, кружение парами.

Умеют играть на бубне, треугольнике, металлофоне.

Передают в движении образ кошки ("Вся мохнатенькая").

Самостоятельно выполняют знакомый танец.

Пропевают ответ на музыкальный вопрос педагога.

Придумывают пляску с использованием знакомых движений  

        Физическое развитие:

Умеют ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.

Умеют лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.

Умеют прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см.), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см., прыгать в длину с места не менее 80 см.

Умеют прыгать через короткую и длиную скакалку.

Умеют метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5 -9 м., в ходьбе 6 м.

Сохраняют устойчивое равновесие при выполнении упражнений на ограниченной площади опоры.

Перестраиваются в колонну по три, четыре; равняются; размыкаются в колонне, шеренге; выполняют повороты направо, налево, кругом.

Скользят по ледяным дорожкам, выполняя задания.

Ходят на лыжах скользящим шагом на расстояние до 2 км., ухаживают за лыжами.

Участвуют в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.

Отбивают мяч рукой не менее 10 раз.      

Художественная литература для детей 5-6 лет

Сказки русские:

Заяц-хвастун; Крылатый, мохнатый да маслянный; Лиса и кувшин; Царевна-лягушка; Финист - Ясный Сокол; Сивка-бурка; Хаврошечка; Никита Кожемяка.

Сказки народов разных стран:

Перро Ш. Мальчик с пальчик; Кот в сапогах.

Айога, нанайская сказка; Кукушка, ненецкая сказка; Каждый своё получил, эстонская сказка; Двенадцать месяцев, словацкая сказка; О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром, индийская сказка; Жёлтый аист, китайская сказка.

Поэзия:

Есенин С. Пороша; Берёза.

Лермонтов М. На севере диком; Горные вершины.

Некрасов Н. Перед дождём; Зелёный шум.

Тютчев Ф. Зима не даром злится..., Весенние воды.

Фет А. Бабочка; Кот поёт, глаза прищуря...

Чёрный С. Волшебник; Перед сном; Волк.

Повести и рассказы:

Дмитриев В. Малыш и Жучка (главы в сокращении).

Мамин-Сибиряк Д. Медведко.

Толстой Л.Н. Лев и собачка; Косточка; Прыжок.

Черный С. Кот на велосипеде

Телешов Уха (в сокращении).

Литературные сказки:

Ершов П. Конёк-горбунок (отрывок).

Мамин-Сибиряк Д. Серая шейка, Зелёная Война.

Пушкин А.С. У лукоморья дуб зелёный...; Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и мугучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди; Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

Горький М. Случай с Евсейкой.

Ушинский К. Слепая лошадь.

Толстой А.Н. Прожорливая лошадь.

Соколов-Митков Соль Земли.

Музыкальный руководитель

  Музыка!  Какую значительную роль играет она в воспитательном процессе?          

       Ребенок эмоционально воспринимает ее образы, откликаясь на выраженные в ней чувства, настроения. Музыка как бы ведет за собой: увлекает, вызывает радость, желание действовать или, наоборот, успокаивает, расслабляет, способствует отдыху.

      Приобщение к музыкальному искусству, музыкальное воспитание осуществляется как в детском саду, так и  в повседневной жизни детей. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду.

В детском саду музыкальное воспитание осуществляется по следующим разделам:

Музыкально – ритмические движения

     (на музыкальных занятиях дети знакомятся с различными танцевальными движениями;

      учатся передавать различные образы в движении под музыку; учатся сами фантазировать и творить);

Пальчиковая гимнастика

       (помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в

       игре на детских музыкальных инструментах, в рисовании, а в  дальнейшем и в письме. Разучивание забавных

       стишков, прибауток развивает детскую память и речь

Распевание и пение

       (пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня

        доступнее детям по содержанию. Хоровое пение объединяет детей, создает условие для их эмоционального,

        музыкального общения. Песня воздействует на чувства детей, заполняет их досуг; в яркой, образной форме   

       углубляет их представления об окружающей деятельности);

Слушание музыки

      (уже в первые месяцы жизни малыши реагируют на  характер музыки. Поэтому важно в дошкольном возрасте дать

       детям яркие музыкальные впечатления, научить слушать и слышать музыкальные образы, а также сопереживать

Пляски, игры, хороводы

      (в танцах, плясках и хороводах дети применяют знакомые танцевальные движения, учатся эмоционально –

      образно исполнять музыкально – игровые упражнения: кружатся листочки, падают снежинки. Разучивают

      музыкальные игры, учатся инсценированию песен и мини – сценок);

Игра на детских музыкальных инструментах

       (без ритма невозможно пение и движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и

        развить. Игра на детских музыкальных инструментах обогащает художественный опыт детей, развивает их

        интерес к исполнительской деятельности, чувство музыкального ритма и усвоения приемов игры.)  

     Очень важно чтобы ребенок переносил полученные музыкальные умения, навыки в повседневную жизнь, умел применять накопленный музыкальный опыт в новых для него условиях, то есть дома, в семье.

 Что же для этого надо?

     Желание родителей, участие их в жизни ребенка;

     Наличие аудио – видео кассет и дисков с детскими песнями, караоке;

     4-5 детских музыкальных инструментов (например: погремушки, бубен, металлофон,  

        барабан, дудочка, деревянные ложки, свистульки);

     1-2 раза в месяц устраивать домашние концерты. Через них дать возможность ребенку

       самовыразиться и показать что он уже умеет делать. Замечательно, если ребенок будет

       «наряжаться» в мамину или папину одежду. 

средняя группа

К концу 5 лет дети знают и умеют:

         Формирование элементарных математических представлений:

Считают в пределах 10.

Пересчитывают и отсчитывают в пределах 10.

Сравнивают 2 группы предметов, используя счёт.

Сравнивают 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине и высоте.

Понимают сравнительные и превосходные формы степеней сравнения прилагательных (большой, маленький, лёгкий, тяжёлый, тонкий, толстый).

Классифицируют по одному признаку (по форме, цвету, величине, тяжести).

Различают прямую и кривую линии.

Узнают и называют: треугольник, круг, овал, квадрат.

Определяют пространственные расположения предметов: внутри, снаружи, на границе, вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади, около, между, за, под, над.

Различают и называют части суток

         Познавательное развитие:

Называют овощи и фрукты: кабачок, капуста, свёкла, помидор.

Называют деревья - 3-4 вида, цветущий кустарник - акация.

Называют травянистые растения - 3-4 вида, лесные ягоды - 2 вида.

Называют комнатные растения: 4 вида: фикус, бегония, герань, бальзамин.

Называют состояние погоды: солнечно, ветренно, пасмурно, дождливо, выпал снег...

Различают времена года.

Называют насекомых: бабочка, комар, жук.

Называют птиц: воробей, снегирь, синица.

Называют домашних и диких животных, их детёнышей.

Называют имя, фамилию, возраст, город, в котором живут, знают ближайших родственников.

Знают общественный транспорт (самолёт, поезд, пароход).

Знают профессии: повар, врач, прачка, водитель, парикмахер. Определяют профессию по предметам труда.

Знакомятся с правилами дорожного движения - светофор, пешеходная дорожка.

               Развитие речи:

Продолжают формировать гласные и согласные звуки.

Грамстрой. Согласовывают слова в роде, числе, падеже.

Используют в речи существительные, обозначающие профессии.

Употребляют существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, люди, животные, мебель, посуда, транспорт.

Пересказывают небольшие литературные тексты.

Составляют рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам.

Знают сказки (по отрывкам, по иллюстрациям).

Знают стихи: 2-3 стихотворения.

Используют в речи существительные, обозначающие назначение частей и деталей предметов.

        Изобразительная деятельность:

Умеют использовать сочетания цветов и оттенков, смешивать краски на палитре.

Передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей.

Изображают в рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывают единым сюжетом, содержанием.

Создают узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы.

Умеют работать различными приёмами с кистью.

Умеют лепить предметы, состоящие из нескольких частей, используя в работе приём оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, примазывания, процарапывание.

        Музыкальная деятельность:

Определяют любимый вид музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения.

Определяют жанр музыки в процессе слушания.

Называют любимую песню.

Выбирают инструмент для игры.

Различают две пьесы (марш, пляска).

Исполняют хорошо знакомую песню в сопровождении фортепиано.

Исполняют элементы пляски (притопы, хлопки в ладоши, кружение).

Самостоятельно исполняют знакомый танец.

     Физическое развитие:

Умеют ходить и бегать, согласуя движения рук и ног.

Умеют лазить по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладоней, на животе, продвигаясь руками.

Принимают правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляются, прыгают в длину с места не менее 70 см.

Ловят мяч кистями рук с расстояния  до 1,5 метра, принимают правильное положение при метании.

Сохраняют равновесие на ограниченной площади опоры.

Строятся в колонну по одному, звеньями, парами, в круг, шеренгу.

Скользят самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м.).

Ходят на лыжах скользящим шагом на дистанцию 500 м.

Ориентируются в пространстве, находят левую и правую стороны.

Художественная литература для детей 4-5 лет

Сказки народов России

Русские:

Про Иванушку-дурочка; Лисичка-сестричка и волк; Зимовье; Привередница; Сестрица Алёнушка и братец Иванушка; Журавль и Цапля; Лиса и козёл; Лисичка со скалочкой; Жихарка; Чудесные лапоточки; Небывальщина.

Сказки народов разных стран:

Три поросёнка; Как собака друга искала; Колосок; Заяц и ёж; Бременские музыканты; Красная шапочка; Врун; Ивовый росток.

Поэзия:

Басни Толстого Л. Отец приказал сыновьям...; Мальчик стерёг овец; Хотела галка пить...

Пушкин А.С. Уж небо осенбю дышало.

Есенин С. Поёт зима-аукает...

Некрасов Н. Не ветер бушует над бором...

Бунин И. Листопад.

Суриков И. Зима.

Повести и рассказы:

Бианки В. Подкидыш.

Носов Н. Заплатка; Затейники.

Пришвин М. Журка; Ребята и утята.

Чарушин Е. Почему Тюпу прозвали Тюпой; Почему Тюпа не ловит птиц; Лисята; Воробей.

Литературные сказки:

Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей (главы из книги).

Чуковский К. Федорино горе; Тараканище; Телефон.

Остер Г. Одни неприятности; Эхо; Хорошо спрятанная котлета.

Машковская Э. Чужая морковка; Вежливое слово.

Цыферов Г. В медвежий час (главы из книги).

Произведения писателей разных стран:

Андерсен Х.К. Огниво; Стойкий оловянный солдатик.

Милн А. Винни-Пух и все-все-все (главы из книги).

Зиедонис И. Сказка о жадине.

Биссет Д. Про поросёнка, который учился летать; Про мальчика, который рычал на тигров.

Родари Дж. Собака, которая не умела летать (из кн. "Сказки, у которых три конца ")

вторая младшая группа

   К концу 4 лет дети знают и умеют:     

         Формирование элементарных математических представлений:

Показывают предмет (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый).

 Показывают круг, треугольник, квадрат.

 Сравнивают группы предметов, используя приёмы наложения, приложения.   

 Выражают словами каких предметов больше, меньше, каких поравну.

 Выражают словами: какой предмет большой, маленький, короткий, длинный.

 Находят предмет или картинку такую же, как у воспитателя (подбери пару).

Собирают пирамидку (5 колец). Собирают матрёшку трёх и пяти местную.

Считают в пределах 5 (не обязательно).

Показывают 1 (2,3,4,5) пальчик. Показывают на какой карточке столько же предметов (от 1 до 5).

Раскладывают картинки на 2 группы предметов (классификация).

Понимают слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо, впереди, сзади.

         Познавательное развитие:

 Называют овощи: морковь, огурец, помидор, картошка, лук; фрукты: яблоко, груша.

Знают домашних животных: собака, кошка, корова, коза, свинья; диких животных: заяц, медведь, лиса, волк, белка.

Знают детёнышей диких и домашних животных.

Знают комнатные растения - 2 вида: фикус, дружная семейка. Травинистые растения - 2 вида: мать-и-мачеха, одуванчик.

 Знают деревья нашего леса - 2 вида: берёза, ель.

Группируют и обобщают: посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки.

Называют состояние погоды: холодно, тепло, жарко, идёт дождь, дует ветер.

Знают понятие "аквариум" и его обитателей.

Знают  "вода - помощник человека".

Называют и различают предметы ближайшего окружения (экскурсии по территории детского сада).

Знают и различают транспортные средства ближайшего окружения (автомобиль, автобус). Называют и различают части автомашин (кабина, колесо, руль).

Знают своё имя, фамилию.

Ф.И.О. воспитателя, няни.

Знают и называют 4 времени года.

Умеют находить и называть у деревьев и  других растений их части: ствол, стебель, ветки, листья, цветы, плоды.

       Развитие речи:

Согласовывают слова в роде, числе, падеже.

Употребляют в речи предложения с однородными членами.

Умеют отвечать на вопросы. Повторяют за воспитателем рассказ, составленый по картинке.

Рассказывают стихотворение, сказку.   

         Изобразительная деятельность:

Умеют правильно держать карандаш, кисть.

Знают и называют народную игрушку (матрёшку, глиняную свистульку).

Знают основные цвета, оттенки (голубой, розовый, светло-жёлтый), называют их, смешивают на палитре.

Умеют подбирать цвет соответствующему предмету.

Умеют изображать простейшие предметы, используя прямые и округлые линии, объясняя замысел.

Умеют лепить предметы одинаковой или разной формы.

Используют в лепке приёмы раскатывания прямыми и круговыми движениями, соединяя части, плотно прижимая друг к другу.

Умеют отщипывать от большого кома.

Умеют пользоваться клеем.

Умеют держать ножницы, резать.

Умеют создавать изображение путём наклеивания готовых форм.

Умеют использовать в работе разные материалы (бумага, природный, бросовый материал).

                 Музыкальная деятельность:

Различают колыбельную и плясовую.

Различают высокие и низкие звуки.

Умеют отмечать хлопком окончание песни.

Поют знакомую песню вместе с педагогом.

Исполняют небольшими группами знакомую пляску.

Самостоятельно могут исполнить знакомый танец.

         Физическое развитие:

Умеют ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление.

Выполняют задание: остановиться, присесть, повернуться.

Умеют бегать, сохраняя равновесие, темп бега в соответствии с указанием воспитателя.

Сохраняют равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы.

Умеют ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

Энергично отталкиваются в прыжках на двух ногах, прыгают в длину с места не менее чем на 40 см.

Умеет катать мяч в заданном направлении с расстояния 1.5 м., бросать мяч двумя руками 2-3 раза подряд, ловить его, метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 м.

      Художественная литература для детей 3-4 лет

Сказки русские:

Курочка Ряба, Колобок, Репка, Снегурушка и лиса, Петушок и бобовое зёрнышко, Как коза избушку построила, Козлятки и волк, Волк и козлята, Теремок, Лиса - лапотница, Кот, петух и лиса, Гуси - лебеди, Маша и медведь, Лиса и Заяц, Бычок - чёрный бочок, белые копытца; У страха глаза велики, Лиса и журавль, Война грибов с ягодами, Хитрая лиса, Страшный гость, Постушок с дудочкой, Три брата, Травкин хвостик.

Сказки народов разных стран:

Пых, Храбрец - молодец, Два жадных медвежонка, Ленивая Бручолина, Лесной Мишка и проказница Мышка, Свинья и Коршун, Пряничный домик, Почему у месяца нет платья, У солнышка в гостях, Упрямые козы, Коза - дереза, Лиса - нянька, Петух и лиса, Крошка - Малышка.

Проза

Даль В. Ворона,

Мамин - Сибиряк Д. Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке; Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Ремизов А. Пальцы.

Толстой Л. Птица свела гнездо...; Спала кошка на крыше...; Таня знала буквы...; У Вари был чиж...; Пришла весна...; Был у Пети и Миши конь...; Три медведя.

Ушинский К. Васька; Лиса Патрикеевна; Петушок с семьёй; Уточки; Ветер и солнце.

Александрова Т. Зверик; Медвежонок Бурик; Хрюшка и Чушка.

Бианки В. Лис и мышонок; Купанье медвежат; Мишка - башка.

Прокофьева С. Маша и Ойка; Когда можно плакать; Сказка о грубом слове "уходи"; Сказка о невоспитанном мышонке.

Сутеев В. Три котёнка; Цыплёнок и утёнок; Кто сказал "мяу"?

Чарушин Е. Утка с утятами; Медведица и медвежата; Курочка; Волчишко.

Чуковский К. Цыплёнок; Так и не так.

Поэзия:

Александрова З. Прятки; Кролики; Купанье.

Барто А. Игрушки; Кто как кричит; Девочка-рёвушка; Девочка чумазая.

Благинина Е. Научу обуваться и братца; Посидим в тишине.

Маршак С. Детки в клетке; Сказка о глупом мышонке; Сказка об умном мышонке; Тихая сказка.

Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо? Что ни страница - то слон, львица.

Чуковский К. Путаница; Чудо-дерево; Мойдодыр; Радость; Краденное солнце; Ёжики смеются; Айболит; Черепаха; Федотка; Ёлка.

Вам прислали сто рублей

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

"Да" и "нет" не говорите!